Большое путешествие на озеро Джека Лондона

Михаил Рудаков о путешествии с друзьями к красивейшему озеру Магаданской области

Идея сходить на озеро Джека Лондона (а если точнее, целью был пик Абориген) пришла нашему гиду и организатору тура — Максиму Городничему, довольно давно. Под его руководством наша команда отправилась в одно из красивейших мест Магаданской области. Почти все члены команды — жители Магадана.Елена Стойда (тоже организатор тура), Яна Сальникова, Елена Измайлова, Анастасия Лемак, Михаил Рудаков и Александр Фадеев — наши операторы, те, кто от и до создал фильм о походе. И Ксения Пудова, приехавшая из Хабаровска. Всего было 8 человек.

Команда Ландорики в полном сборе.jpg

Из Магадана до Ягодного нам предстоял путь длиной в 500 километров и 8 часов по федеральной трассе. Ехали на старом, но рабочем Хайсе, принадлежащему очень интересному и доброму человеку — Адаму. Довез нас в целости и сохранности. В машине играла музыка 90-х и шансон, что придавало нашему переезду какую-то «трассовую» атмосферу.

Не доезжая до самого посёлка, пересели на вахтовку, которая перевезла нас через реку Дебин. Здесь уже вез нас Сергей Москаленко, бывший охотник и егерь. Тоже приятный и располагающий к себе колымчанин. У нас заняло 15 минут, чтобы переехать реку Дебин. В сухой сезон это простое дело, можно даже перейти в болотках, если знать где. Обычно, Дебин — сильная, горная река — ее не преодолеть без КАМАЗа или Урала. Здесь на переправе когда-то существовал мост, который был разрушен сильным паводком. С тех пор властями много было сказано красивых речей и обращений, но и сейчас на озеро Джека Лондона — единственное место на Колыме, способное конкурировать с Камчаткой и Алтаем на Российском рынке туризма- нет ни моста, ни дороги.

Ещё 8 часов понадобилось, чтобы преодолеть 55 километров по старой давно разбитой дороге, которую уже и дорогой трудно назвать. В 73-м году до Джека можно было доехать на запорожце, а сейчас уже и на джипе не доехать — только вахтовка. В некоторых местах ухабы были настолько глубокими, что приходилось выходить из машины, чтобы она могла их преодолеть.

Zil 02.jpgПоздно ночью прибыли в лагерь «Боевой», где нас разместили по домикам.

Сам лагерь находится на берегу озера Танцующих Хариусов. Озеро Джека Лондона чуть дальше, оно соединено с озером Танцующих Хариусов протокой Вариантов.

На бывшем пионер-лагере Боевом еще остались детские катамараны и лодки.jpg

В лагере есть обалденная полевая баня на 10 человек, с мостиком, чтобы прыгнуть в озеро с разбега.

Снаружи домики выглядят отлично, внутри, правда, до сих пор царят девяностые.

Питались мы разнообразно и вкусно, спасибо еще раз Максиму и Лене, которые организовали профессионально для нас тур. Лена и Максим, организаторы нашего тура, сразу после штурма Аборигена.jpg

У нас было все: маршруты, качественная еда и продуманная логистика тура, ребята постарались на славу.

Кровати, постельное белье, печи лагеря «Боевой» — все уже устарело и находится в плачевном состоянии.

Один из егерей, работающих в лагере «Боевой» пообещал сделать для нас самые вкусные ландорики на Колыме. Обещанного блюда мы так и не увидели, но быстро окрестили нашу группу «ландориками» на время похода.

Команда Ландорики.jpgЛагерь размещен в ущелье, на берегу озера Танцующих Хариусов, между двумя невысокими, но крутыми сопками.Вид с сопки над лагерем Боевой.JPG

Совсем рядом с лагерем находится небольшая сопка Юнтур, откуда открывается вид на Большой Аннгачак и три малых озера: Мечта, Анемон и Серая чайка. Наш подъем на эту сопку занял чуть больше часа.

Знаменитая коса Биологов тоже расположена относительно близко. Около трех часов по тундре и топям, и вы уже на белом песчаном пляже у голубой прозрачной воды. Там, к слову, есть баня, которой может воспользоваться любой желающий.

Песчаные Белые пляжи Джека.jpg

Походы первых трех дней на Джеке были разминкой, над нами нависла грозовая туча подъема на Абориген. Осознание того, что дорога будет отнюдь нелегкой, что для большинства из нашей группы это вообще первый поход на такую дистанцию начало медленно материализовываться.

На третий день, при особенно сильной дымке, мы выдвинулись на Абориген. Сейчас понимаем, что мы были недостаточно подготовлены физически, и, соответственно, морально. Тем не менее, у нас были рации, спутниковый телефон, довольно много съестного. Задор был боевой! Шли по категорийному маршруту, который описал Рудольф Седов в одной из своих книг.

Вышли из «Боевого», прошли по берегу озера Джека Лондона, прошли реку Пургу в болотниках, и перевалили через перевал, который народ почему-то окрестил не очень приличным словом. Спуск и подъем через этот перевал были на удивление тяжелыми — стланик, неустойчивые большие камни и болотистая местность на самом перевале. Спуск был вообще с прорывом через стланиковые рощи, буквально проползли на коленях метров 100. Под вечер (около 20:00) вышли на долину ручья Неведомого. Это был уже другой мир.

Если до перевала была нам всем знакомая природа Колымы, то в долине Неведомого уже было дикое царство Властелина Колец. Гигантские горные массивы, ручьи с минеральной водой, разноцветные топи, следы лосей и медведей. Нам казалось, что мы в другой вселенной.

Чем выше поднимались, тем легче было идти — ручей Неведомый растекался на всю долину песчаными неглубокими устьями, по которым мы довольно быстро передвигались в болотниках. Через несколько километров начались плантации плоских камней, стесанных ледниками и водой за тысячи лет. В 10-11 часов вечера добрались до большой поляны на берегу Неведомого.

До горы Трезубец оставалось 1, 2 км. Ночи в это время еще короткие. Спали всего 4 часа, подъем был в 4.30 утра.

Наш видеограф Саша Федосеев начинал уставать — неудивительно, ведь ему приходилось тащить свои бытовые принадлежности, камеры и монопод. Вообще этот поход во многом был запоминающимся благодаря Саше Федосееву — душе нашей компании. Неунывающий, крепкий, всегда готовый посмеяться и поговорить на любые темы.

Александр Федосеев как всегда занят чем-то смешным и интересным.JPG

В полдень мы пришли в долину, которую в народе называют «Альпенград», название полностью оправданное. Мы были окружены не сопками, а настоящими горами. Кругом магия высокогорья — альпийские луга, гранитные стены Пилы в 300-400 метров в высоту.

в царстве Властелина Колец.jpg

Сама природа была иная. Эта долина представляла собой луг на берегу озера. К сожалению, здесь несколько человек из нашей группы сошли с дистанции и остались ждать остальных в лагере. Дальше пошли пятеро. Под самим Аборигеном, я сделал кардинальную ошибку — начал пить сырую воду, не смог остановить себя, хотя знал, что этого делать в горах при тяжелых нагрузках — нельзя. Вся моя энергия быстро сошла на нет, сердце стало «подсасывать» и я стал замедлять товарищей.

У подножия решил сойти с дистанции. На сам Абориген отправились четверо — Лена Стойда, Настя Лемак, Максим Городничий и Елена Измайлова. Им предстоял очень крутой подъем по кулуару. Наверное самое опасное место во всем походе. Две Лены сошли где-то на крутом кулуаре. Когда они спустились ко мне, спящему у подножия, то сказали, что наверху становится уже страшновато — камни нестабильные, сыпуха, сам кулуар резко сужался гранитными челюстями под самым перевалом Деманта.

К обеду вернулись все, кроме Максима — похоже он решил все-таки подняться на Абориген. С нами были рации, но к тому моменту все батарейки сели. На несколько часов мы потеряли связь с Максом. Сильно волновались. Пошли встречать его у подножья. В голову уже начинали лезть нехорошие мысли. Слава богу, Максим показался на горизонте в 5 часов вечера. Это было абсолютное счастье! Один из нас все-таки покорил эту сложную, категорийную гору — значит наш поход удался! Самое главное — Максим был жив и здоров. И хотя он еле стоял на ногах, от него веяло энергией человека, совершившего восхождение и победившего грозный Абориген. Эта энергия была заразительна, мы быстро начали спускаться к лагерю, где нас ждал костяк нашей компании.

Первой встретила нас Настя, она же была последней, кто видел Максима и очень переживала. На Альпенграде мы без преувеличения все разрыдались — момент был очень эмоциональный. К вечеру группа спустилась обратно к лагерю у подножья Трезубца.

Погода была жаркая, воздух теплый, даже в высокогорье. Стояла страшная дымка, было ощущение, что мы ходим в легком тумане. Мне как фотографу было немного обидно, так как дымка словно прятала знаменитые пики Аборигена, Трезубца, Фестивального.

Ночь прошла тихо, спали как убитые.

Проснулись, ворча оделись, сложили палатки. Последние углеводы (сникерсы, козинаки) пошли на тех, у кого был самый быстрый метаболизм — в горах, метаболизм ускоряется и можно почувствовать как еда «прогорает» у вас в животе. Как только заканчивается энергия от пищи, организм резко переключается на свои запасы, у неподготовленных и у людей с малым содержанием жира часто начинается прогрессирующая угрюмость на 2-3 день изнурительных испытаний. Это нормальное явление, которое наблюдалось испокон веков — относитесь к этому с пониманием.

Впереди нам предстоял спуск по течению Неведомого до места подъема на перевал с неприличным названием. Поднимались с истоков минерального ручья, который мы все окрестили «Железный Джек» — из-за сильного металлического привкуса воды.

Вокруг ручья, кстати, росла самая большая голубика, которую мы когда-либо видели — она была размером с виноград!

Несмотря на то, что мы спешили, никто не смог устоять, и мы все остановились, разбились по кустикам голубики. Минут 5 все молчаливо ели — так было вкусно!

Голубика-виноград у Железного Джека.jpeg

Затем, начался редкий смех, разговоры, улыбки. Группа решила в шутку уйти в бизнес разлива минералки с железного ручья и назвать ее тоже: «Железный Джек».

Подъем выбил из нас все силы: стланик ,словно живая стена, не выпускал нас из волшебной долины. Роль путеводителя взяла на себя Елена Измайлова — она выросла в селе Ягодное и имела какой-то врожденный талант продвижения через стланик. Кстати, в стланике есть определенная симметрия, она открывается с опытом, через него можно пролезть и продраться, в отличие от березняка, в котором царит полный хаос. Тем не менее, мы поднимались в гору тяжело и долго.

Было тяжко, силы кончились к концу подъема. Я сильно отстал от группы. Наверху был привал, и все, как бы невзначай, прикорнули на теплом мху. Даже на высоте 1400 метров не было ветра и знойный воздух стоял вокруг нас без движения. Лежать на мху было настолько приятно, что многие из нас лежали в совершенно неестественных позах, с выгнутыми позвоночниками, кто-то прямо на рюкзаках.

Через 15 минут Максим дал команду подъема. Вставать сильно не хотелось, но еще больше не хотелось идти ночью по темноте.

Спустились. Камни на склоне долины реки Пурги оказали нам наибольшее сопротивление. Они были достаточно большие для того, чтобы им доверять выдержать вес человека, но стояли они настолько непрактично, были настолько шаткие, что несколько раз наши одногруппники падали чудом не ломая ноги.

Тундра в долине Студеного была приятна для ходьбы — наконец-то мягкая поверхность! Вышли на белые пляжи Джека Лондона и тут хлынул дождь. Нас это даже порадовало — мы не тащили дождевики зря. По берегу Джека Лондона, обратно в лагерь, мы шли уже буквально по воде — в 3-4 метрах от берега.

Обратно шли по воде в трех метрах от берега.jpg

Местами было глубоковато, но в основном, мы дошли быстро по неровным камням и песчаному дну. В лагере мы оказались в 9.30 вечера. Последние километр прошли во сне. Сознание было приглушенно, как будто, я шел в каком-то непонятном мне сне. Пролезли через шлагбаум, спустились к кухне…и здесь нас перехватил старший егерь. Нас выстроили словно школьников и начали объяснять, что мы «подставили» руководство, тем, что…ушли на Абориген. Слушать мы не стали, нервы были раскалены тяжелым переходом. Хотелось выпить чаю с 10 кубиками сахара и завалиться спать.

Но не получилось: в столовой сидело 4 крупных молодых парня, в слегка захмелевшем состоянии. Это было абсолютным шоком, так как нас постоянно уверяли еще в Ягодном и затем и сами егери говорили, что весь лагерь в нашем распоряжении и гостей больше не будет. Это было оговорено настолько часто, что мы просто растерялись при виде «гостей». Состоялся неловкий разговор, ребята оказались москвичами, четверо друзей, в поисках приключений на «далекой и забытой» богами и людьми Колыме.

Следующие 2 дня прошли спокойно, мы постепенно подружились с москвичами. У них была своя интересная, по настоящему колымская история, о которой они рассказали у себя на канале Youtube: Prosto Dmitrich Production.

В гости пришел еще один гость — шторм с дождем. Мы все решили уехать поскорее и разделили вахтовку с ребятами из ЦРС. Ночью были в Ягодном, где нас встретил Адам с его стареньким рабочим Хайсом и приятной колымской музыкой. В микроавтобусе нас поглотил сон и мы поехали, обратно в Магадан.

Текст: Михаил Рудаков
Фото: участники похода

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Итоги 2023 года подводят региональные Агентство по туризму и Туристский информационный центр

Какие яркие туристские события и планы реализованы в этом году

Анастасия Хорева - амбассадор Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства в Магаданской области