Тенькинская трасса

Красивая и опасная

От Колымской трассы на 83-км от Магадана отходит Тенькинская трасса: две дороги, смыкаясь в районе поселка Большевик, образуют Золотое кольцо Колымы.

Тенькинская трасса пересекает реку Хасын и поднимается к первому перевалу. Высокие сопки нависают над речкой, окруженной густыми лиственницами.

Этот путь знаменит своими крутыми и непредсказуемыми поворотами и очень эффектными перевалами. Особенность Тенькинской трассы в постоянных спусках, подъемах и поворотах, петляющих в бесконечных горах.

Тенькинскую трассу начали строить в 30-ые годы, чтобы добираться до недавно открытых месторождений олова и золота

Инженеры на оленьих упряжках прошли весь путь будущей трассы после чего начались земельные работы. Самыми тяжелыми участками на строительстве были перевалы. Скалы разбивали кувалдой с помощью клина. Тачку или сани с грузом породы до 300 кг тащили в одиночку.

Жили строители порой прямо на дороге в самодельных укрытиях по 20- 30 человек.

Сегодня эти перевалы поражают красотой и завораживают головокружительными спусками и подъёмами.

От перевала Гусакова (42 км трассы) высотой 987 м начинается Тенькинский район. Названа эта точка в честь бульдозериста Александра Гусакова, который зимой 1966 года расчищал здесь трассу и попал под сильнейшую лавину. На длинных и крутых склонах местных гор совсем нет леса, что создает серьезную опасность схода лавин. Зимой снежные глыбы нависают над мощными карнизами на гребнях и грозят в любой момент сорваться вниз.

Дальше, минуя заброшенный ныне поселок дорожников на 44 км и метеостанцию трасса плавно идет на север по долине Дондычана. Отсюда виднеется высокая гора с плоской вершиной — Лебедянка. Она известна месторождением агатов- их легко найти прямо на склонах. На 71 км трассы за плавным поворотом дороги в долине Магадавена раскинулся небольшой поселок Мадаун.

Дорога петляет в окружении гор приблизительно повторяя линию водораздела между Северно Ледовитым и Тихим океанами.Реки с одной стороны дороги несут свои воды на север, а с другой — на юг. Известно несколько интересных мест, где океаны чудесным образом соединяются, одно из таких мест — озеро Солнечное, дорога к нему уходит за Арманским мостом. Этот водоем пользуется большой популярностью у местных жителей. Основная трасса взбирается на Иганджинский перевал высотой 811 м и оттуда серпантином сбегает к реке Игандя. Далее трасса идет достаточно плавно: высоты меняются достаточно сильно, но повороты не имеют острых углов. За мостом через ручей Слопцовый открывается вид на огромную наледь, белым пятном она светится среди темного леса, как бы раздвигая лесной массив. В летние дни около наледи часто можно встретить диких животных — так они спасаются от жары.

Заходят на снежные поляны и проезжающие туристы — прогуляться по льду в знойный день бывает очень приятно.

Отсюда уже совсем недалеко до административного центра Тенькинского района — рабочего поселка Усть-Омчуг, расположенного на 181 км трассы.

Миновав поселок, по правую руку можно увидеть печально известную гору Бутугычаг.

В ее массиве располагаются за

брошенные урановые и оловянные рудники. В сторону бывших лагерей уходит дорога, поворот на нее находится перед мостом через ручей Террасовый.

Уходя вдоль практически прямой линией, трасса выводит к поселку Омчак и Наталкинскому месторождению золота. Оно одно из самых крупных в мире.

Далее на пути к верховьям реке Кулу вас ожидает высокий и опасный Кулинский перевал — 1 183 м.

Но его можно считать лишь подготовкой к еще более сложному перевалу который называется Гаврюшка — 1082 м.

Перед подъемом на перевал бежит речка Улахан-Матрайбыт. Эти места знамениты рыбалкой и охотой. Гаврюшка — это 10 км извилистого подъёма и столько же — спуска. Дорога, идущая по долине Матрайбыта вдруг резко на 90 градусов поворачивает и устремляется вверх, потом — еще более крутой поворот. Длинный тягучий подьем приводит дорогу метров на 100 над долиной, чтобы она сразу же резко вильнула и подвела к еще более крутому подьему. Дорога достаточно узкая и очень извилистая, а обрыв высок. Летом встречные машины расходятся без труда, зимой это сделать очень трудно — дорога натирается колесами до зеркального блеска и преодолеть перевал очень трудно и опасно.

Зато вид с вершины перевала открывается изумительный: горные хребты, вершины и две долины с ручьями. Спуск так же опасен и извилист.

Тенькинская трасса напоследок приберегла еще один трудный перевал — Лошкалах — 1072 м, подьем на него составляет около 20 км.

После перевала дорога приводит к трассе «Колыма».

Факты: протяженность трассы 473, 413 км, АЗС встречаются нечасто, мобильная связь есть только у поселков, возле некоторых перевалов оборудованы пикеты мобильной и экстренной связи.


УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Снежная долина

Отличное место для лыжного похода

Лагерь «Бутугычаг»

Бывший сталинский рудник