О том, куда поехать в автомобильное путешествие по Магаданской области, как подготовить автомобиль к поездке, чтобы от путешествия остались только приятные впечатления мы поговорили с работниками туристической компании Каюр Трэвел — ведущим гидом Владимиром Горбуновым и ведущим специалистом по туризму Викторией Бельгер. В разговоре принял участие Евгений Радченко— гид — краевед по Колыме, увлеченный историей Дальстроя и строительством Колымской трассы.
— Расскажите, какие зимние маршруты наиболее интересны у нас на Колыме? Что пользуется успехом у туристов?
Евгений: Интересный маршрут до поселка Тауйск вдоль побережья — это два перевала, остатки рыбзавода в поселке Армань, также сам поселок Армань, красивая дорога вдоль берега в районе 3-го дорожного поселка, заброшенные новостройки — поселок советского периода с двумя интересными домами на берегу моря. На одном из них есть уникальная мозаичная работа советской художницы из поселка Ола. В 80-е годы она получила премию за создание этой работы. К сожалению, дома разрушились и мозаика тоже осыпается, но это считается высокая творческая работа.Вдоль побережья есть питомник ездовых собак, здесь можно покататься на собачьих упряжках или на снегоходе.
А на берегу моря — созерцание течений мощных. Там никогда не замерзает лед и красивые льдины курсируют направо, налево в зависимости от прилива или отлива. Переправа ледовая через Яну, поселок Тауйск, посещение музея северного быта. Это национальный экскурс к культуре малочисленных народов Севера, которые проживали в Тауйске. История воссоздания Острога с его посещением. Насыщенный интересный однодневный маршрут.
— А ещё куда-то можно съездить на один день из Магадана?
Евгений: Можно поехать с сторону поселка Ола. По дороге увидеть самое живописное место на побережье в окрестностях Магадана — мыс Нюклю.
Место высадки Первой колымской экспедиции. Скалы на берегу моря, замерзший берег красивый. Заехать в Гадлю, посмотреть на реку Ола. Там тоже пейзажные места невероятные. В поселке Ола есть интересный дом. Ему около 150 лет. Это дом бывшего градоначальника, который до 1913-го года проживал в поселке Ола.
А еще там можно посмотреть бывшую взлетно-посадочную полосу, которая сейчас застроена частными домами. Мало кто знает, но там был аэродром. Самолет летел 9 минут до Магадана, что-то вроде аэротакси. После того, как в 50-ые гг построили мост через реку Олу, необходимость в таких полетах пропала.
— Можно ли осуществить интересную однодневную поездку не вдоль побережья, а по Колымской трассе?
Евгений: Да, можно доехать до поселка Атка, там заброшенная автобаза времен советского периода, посетить фабрику обогатительную времен Дальстроя. Помимо индустриального исторического экскурса можно увидеть долину реки Хета. Это красивая живописная долина, там можно получить эстетическое обогащение от созерцания этих пейзажей. Очень красиво там зимой: огромные наледи, голубой лед. А на обратной дороге заехать в Палатку. Красивый и благоустроенный поселок.
— Если не ограничиваться одним днем?
Владимир: Маршрутов много и они разнообразные. Большой популярностью пользуется поездка в Якутск, с посещением Оймякона, а если говорить только о местных маршрутах, то самый объемный — маршрут по так называемому Золотому кольцу Колымы: это две трассы — федеральная Р-504 «Колыма» и «Палатка-Кулу-Нексикан», пересекающиеся в Хасынском и Сусуманском округах региона. Общее расстояние — примерно 1200 км, это посёлки и сёла по дороге, большинство из которых либо на грани закрытия, либо уже не существуют. Большинство из них построены заключёнными Дальстроя, и путешествие это словно тур в историческое прошлое региона.Всегда неизменной популярностью пользуется поездка в Сеймчан, там есть здание аэровокзала, оно очень интересное, исторический памятник. Такое путешествие займёт около недели, но, конечно, нужно быть готовым ко всему.
— Как же подготовить себя и автомобиль к такой поездке, чтобы путешествие было безопасным и от него остались только приятные воспоминания?
Владимир: К такому путешествию нужно подготовится основательно. В первую очередь машина должна быть полностью исправна. Любое подтекание сальников или жидкостей охлаждающей системы могут привести к поломке, которую сложно устранить при низких температурах. В машине должны быть залиты масла и охлаждающие жидкости, работающие при температурах до — 70. Машину необходимо оборудовать автономным подогревом. В случае вынужденной остановки двигателя это даст возможность оставаться в тепле. Моторный отсек необходимо утеплить. Это автоодеяло, а снизу фартук. Установить подогрев топливных баков и рулевой колонки. Особенно для дизельных двигателей. Салон автомобиля дополнительно утеплить. На лобовые и боковые стекла установить дополнительное остекление по принципу стеклопакета.
— Что нужно обязательно иметь в машине?
Владимир: Обязательно с собой надо взять: буксировочный трос, лопату, топор, ножовку и лебедку, хотя бы ручную, два запасных колеса, запас топлива на 300 километров. Шиномонтажек на трассе мало и находятся они друг от друга далеко. Ремкомплект для колес не помешает. Запасное теплое белье и обувь. Спальный мешок для низких температур. Газовую плитку с зимним газом. Сухое горючее, стеариновые свечи, чайник и термосы. Иногда небольшая свеча может вам спасти жизнь. Фонарик и батарейки для ключа, если ваша машина имеет батарейки в ключе. Были случаи, когда просто перемерзал ключ и машина не заводилась. Спутниковый телефон или прибор, который пишет трекинг, даже если вы не онлайн, чтобы вас можно было отследить по трассе.
— Мы всегда просим туристов регистрировать свои походы в МЧС.
Владимир: Правильно делаете, а ещё обязательно перед выездом на маршрут обговорите маршрут с товарищем, который будет на месте отслеживать ваше передвижение. Перед каждым появлением связи, вернее, при каждом появлении связи, отмечайтесь у товарища, чтобы знать ваше местоположение на трассе. Если вы решили изменить маршрут, обязательно сообщите товарищу. Обговорите время, когда вы будете на связи в следующий раз. Перед выездом обязательно посмотрите по карте и посоветуйтесь с людьми, где, какие остановки вы будете делать, где есть теплые гаражи, где есть возможность ремонта и заправки. Всё это пометьте себе на карте.
Виктория: Несколько дней назад я вернулась из поездки в Якутск. Была за рулем, машину готовили за пару месяцев заранее.Провели текущий ремонт, полностью ее утеплили. Поставили дополнительные стекла, поставили печку, которая может функционировать при выключенном двигателе и обогревать салон. У нас рация установлена внутри. То есть, мы можем переходить на волну дальнобойщиков и можем, например, попросить машину впереди пропустить нас.
— И как выйти на волну дальнобойщиков?
Евгений: Это радиостанции гражданского диапазона 27 МГц. Каждый желающий может ее купить без проблем, установить антенну на крышу и быть в курсе всех дорожных событий, которые происходят по дороге. Также радиостанция облегчает жизнь водителя, потому что впереди идущая грузовая машина создает летом на узкой дороге много пыли, обгоны опасны и водителю — дальнобойщику на канале 15"D можно сообщить о том, что есть желание обогнать его. Он притормаживает, прижимается к правой стороне, обгон совершается безопасно. В этом преимущество радиостанции. Ну и всякие события можно дорожные освещать, если там какая-то трудность или препятствие на трассе, может быть авария, в общем, можно делиться оперативной информацией и быть в курсе, что тебя ждет впереди.
— Что еще порекомендуете иметь в машине?
Виктория: У нас установлен термометр электронный, который фиксирует температуру за бортом. Так как у нас цель была все-таки словить низкую температуру. Это было интересно туристам. Они все время смотрели, как повышается или понижается температура. Потому что мы выезжали из Якутии, там было — 50, в Магадан приехали было — 10. Очень интересно наблюдать как изменяется температура.
— Сколько времени заняла у вас дорога из Якутска до Магадана по трассе?
Виктория: В этот раз дорога по прямой у нас заняла четыре дня. А когда мы путешествуем с туристами, то обязательно — заезд на полюс холода — Томтор, Оймякон. Ну, соответственно, это было чуть больше дней, больше остановок, больше всяких развлечений. Встречи с людьми, и просто остановки пофотографироваться. Места- то у нас необыкновенно красивые. А еще интересные музеи: в Сеймчане краеведческий музей очень хороший. Дальше Дебин — это комната-музей, посвященная Варламу Шаламову. Там не столько про него, сколько вообще об эпохе, Музей Ивана Паникарова в Ягодном — обязательно! Всегда у него останавливаемся с туристами. В Сусумане есть небольшая экспозиция. В Усть-Нере и в Хандыге музеи интересные.
—Виктория, есть какие— то отличия между магаданской и якутской сторонами дороги?
Виктория: Дорога изумительная, очень красивая, особенно зимой. Из-за повышенной влажности деревья местами стоят покрытые изморозью, все искрится на ярком солнце, выглядит как прекрасный замороженный зимний край. Природа Якутии немного отличается, там есть вечнозеленые хвойные деревья, которые исчезают ближе к магаданской территории. Горы очень красивые, перевалы впечатляют, прижимов очень много.
Я не могу сказать, что в отношении самой дороги есть существенные различия, но можно отметить, что с магаданской стороны больше указателей, сообщающих о километраже до ближайших населенных пунктов и в целом дорожных знаков, есть пункты связи и обогрева (оранжевые контейнеры), это большой плюс для нас, якутские водители это высоко ценят. В целом дорожное полотно хорошее, средняя скорость около 70-80 километров в час, есть участки дороги, на которых можно разгоняться быстрее. Но были и участки дороги, где приходилось двигаться очень медленно, с якутской стороны их было больше. Но несколько десятков лет назад дорога была намного опаснее, она была узкой и были специальные карманы для разъездов двух машин. Повороты были более крутые, сейчас дорогу во многих местах расширили и спрямили, сделали менее опасной. Дорога визуально очень красивая — многие знают Черный Прижим, Желтый Прижим, Заячью Петлю, эти места уже имеют скорее мировую славу, это знаковые места дороги. Можно понять иностранцев, которые приходят в восторг от красоты нашей природы. Даже я каждый раз восхищаюсь и наслаждаюсь всем, что вижу из окна машины, хотя я всю жизнь живу здесь, на Севере. Потом после поездки я еще долго вижу эту дорогу в своих снах.
В целом вся Колымская трасса — 2020 километров — пригодна для туристических целей, везде есть места для ночлегов, это, конечно, не VIP размещение, но все необходимое есть. Связь только в населенных пунктах, лучше иметь с собой симкарты двух операторов — МТС и Мегафон.
— Что было наиболее проблематично в дороге?
Виктория: Хотелось чтобы было побольше дорожного сервиса по трассе, мы, например, не смогли починить свое колесо ни в Сусумане, ни в Ягодном, ни в Ларюковой, так и подкачивали свое колесо каждые 100 километров, починили только в Магадане.
— Что самое интересное? Что больше всего запомнилось?
Виктория: Вся эта поездка интересна тем, что создается такое впечатление, что ты приехал за границу — ты видишь людей, чья внешность очень отличается от европейцев, другие элементы в одежде — унты, меха, другой язык, на домах вывески на иностранном языке, даже женские украшения какие-то особенные и не похожие на то, что носят русские дамы. Хочу отметить красоту якутских и эвенских девушек.Ну и, конечно, же еда (это моя слабость). С большим удовольствием попробовали национальные якутские блюда — строганину из чира, нельмы, жеребятины, блюда из оленины, глухаря, очень вкусные десерты из ягоды и сливок. Это незабываемо. Очень многое я попробовала первый раз в своей жизни, например, сырую жеребятину. Фермерский рынок в Якутске очень понравился, прекрасный выбор. Другой уклад жизни виден даже с дороги — в наледях вырубаются ледяные кубики, так привозят воду в дома, вдоль дорог часто можно увидеть якутских лошадей, мы даже видели стало оленей, но это скорее исключение. Якутские села очень ухоженные, везде чистота и порядок.
Также якутская сторона порадовала скульптурными композициями — и в населенных пунктах есть интересные скульптуры и даже по дороге, было приятно увидеть на расстоянии многих десятков километров от населённого пункта скульптуру лошади, например.
Хотелось бы предложить нашим властям также отметить некоторые памятные места по Колымской трассе, например, на границе между Магаданской областью и Якутией хотелось бы обновленную стелу, людям интересно фотографировать и фотографироваться, многие ведут блоги в интернете, выкладывают видеоматериалы, людям это нравится. Информация о таких знаковых местах быстро бы распространилась в интернете, стала бы узнаваемой. Например, есть традиция оставлять свои наклейки на всяких дорожных знаках и на автозаправках, в придорожных кафе.
Даже сам километраж автопробега — 2020 км. это весьма знаковая цифра для нашего времени, не находите? Это конечно же можно как-то интересно обыграть для туристов. Мы, например, всегда «играем» с туристами и вспоминаем разные события, происходящие в нашей истории в тот или иной год, каждый вспоминает что — то свое. Часто фотографируются с километровыми отметками совпадающие с годом рождения туристов, это забавно и интересно, вносит разнообразие в монотонность движения.
— Какие интересные места вы открыли для себя в последнее время в Магаданской области?
Виктория: В первую очередь это Сеймчан, это стало для нас открытием прошлой осени. Сперва мы сами поехали на разведку, влюбились в Сеймчан и теперь активно рекламируем. Сам по себе поселок интересен историей, архитектурой, природой.
Недалеко на берегу реки Сеймчан есть бывшая фабрика имени Чапаева, открытая 1 января 1940 года в период Дальстроя. Когда то это была крупная горно-обогатительная фабрика по мощности, как заявляли тогда, первая в Европе и вторая в мире. Она и сейчас поражает воображение, хотя за эти годы строения очень сильно разрушились. Зимой дорога туда частично отсутствует, мы проезжали с туристами на вездеходе. Это прекрасная альтернатива уже разрекламированному руднику Днепровский и тем более в Сеймчане замечательный краеведческий музей и историческое здание аэропорта, который в конце 2016 года признали объектом культурного наследия и рекомендовали включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия как памятник истории и архитектуры Магаданской области. Теперь здание аэропорта находится под охраной государства.
Второе открытие — экскурсия по Колымской ГЭС в поселке Синегорье. Она производит около 95 % электроэнергии в регионе, является верхней ступенью Колымского каскада ГЭС. Это, несомненно, уникальное сооружение, строительство которого осуществлено в суровых климатических условиях, в зоне распространения вечной мерзлоты. А еще ГЭС имеет самую высокую в России грунтовую плотину и является самой мощной в стране гидроэлектростанцией с подземным расположением машинного зала.
В одну из поездок мы придумали сделать «Тур трех мостов», построить программу таким образом, чтобы за время поездки туристы проехали по всем трем мостам через главную реку региона — Колыму. Сперва мост через Колыму рядом с Усть-Среднекаанской ГЭС, затем главный мост рядом с Дебином и далее — мост в поселке Синегорье, где вишенкой на торте — экскурсия на саму ГЭС. Это очень интересно. Один момент, который надо обязательно исправить — рядом с Усть-Среденеканской ГЭС нет ни одного указателя, что это река Колыма. Туристам интересно делать фотографии, а сфотографироваться с указателем на самую главную реку региона не получается, хоть вози с собой свой собственный аншлаг. Перед небольшими ручейками стоят указатели без названия, а перед самой большой рекой — нет и это неправильно.
— Виктория, тяжело ли вам на сложной дороге в качестве водителя?
-Во-первых, я считаю, что ни в коем случае женщина одна не должна ехать в такую поездку. Рулить — пожалуйста. Но что касается смены колес, контроля, что происходит с машиной… Потому что низкие температуры подвергают стрессу всю технику. Перемерзают всякие прокладки, трубочки и, если женщина не специалист, она, конечно, не понимает, что происходит. В нашем караване было три машины. Все три водителя очень опытные и то возникали какие-то проблемы, которые сообща втроем обсуждали. Ну видно, что одна голова хорошо, а три лучше. Одному, а тем более женщине очень опасно и только какая-то совершенно экстренная ситуация бы заставила меня ехать одной.
— Если все-таки случится непредвиденная остановка?
Владимир: Если вы подготовитесь основательно, то никакая вынужденная остановка вам не будет страшна. Маленькое примечание. Если вы все-таки попали в ситуацию, где приходится стоять на морозе, ни в коем случае не употребляйте спиртных напитков. Горячий чай с лимоном очень хорошо помогает согреться и с гвоздикой. Но при питье чая возникает необходимость справить нужду. Лучше заранее приготовиться в машине к этой процедуре, либо приготовить какую-нибудь емкость, чтобы не охлаждать лишний раз машину.
Самый хороший вариант — проходить маршрут двумя или более автомобилями, а машины желательно оборудовать автомобильными радиостанциями — переносные рации малоэффективны, так как Колымская трасса проходит по гористой местности.
Если вы все-таки попали в чрезвычайную ситуацию — первым делом определите свое местоположение на трассе, узнайте на каком км вы находитесь и если навигатор — координаты. По возможности их нужно передать товарищу в город.
Самое важное — не паниковать.
Если в дороге вас застигла непогода и дальнейшее движение вперед невозможно, вернитесь назад до организованного разьезда- как правило, там собираются другие машины. Такие разъезды расположены друг от друга на расстоянии в 5- 10 км. Возможно, там будет пункт экстренной помощи МЧС — это металлический контейнер, в котором есть медикаменты, еда и тепло. И сотовая связь.
Перед поездкой лучше отметить на карте где они находятся.
Ни в коем случае нельзя оставаться на узких участках дороги и у подножия крутых склонов- вас может засыпать снегом.
Если не удалось добраться до места стоянки — поставьте машину как можно ближе к краю дороги так, чтобы выхлопные газы выходили по ветру и выставьте знаки присутствий на расстоянии 100 метров. Это может быть шест с привязанной яркой тряпкой, подойдет дорожная жилетка со светоотражающими полосами.
— Для чего это нужно?
Владимир: Так как могут по дороге вездеходы ехать или дорожная техника. Обычно после непогоды дорогу восстанавливают в течение 24 часов.
— Что делать, если случилась поломка автомобиля?
Владимир: Оцените возможность устранение поломки — отбуксируйте машину в теплое место — ее там будет легче починить. Если это сделать невозможно —
ни в коем случае не покидайте машину — вам нужно быть в тепле: у вас есть плитка, чай и свечи. Только помните, что они сжигают кислород и вы сжигаете кислород сами — поэтому не забывайте проветривать машину.
Не паникуйте. Помощь придет не раньше 12 часов — ваш товарищ в городе не получив от вас звонка с пункта остановки должен выждать два часа контрольного времени и сообщить в МЧС об этом.
Перед поездкой рекомендую изучить карту, узнать метеосводку, получить информацию от дорожного диспетчера о состоянии дорог, узнать о наличии топлива на заправочных станциях по всему маршруту.
Чрезвычайную ситуацию лучше предупредить, чем из нее выходить.
Желаем всем хороших и безопасных путешествий по Магаданской области!
Фото: Евгений Радченко, Артур Федоров, Виктория Бельгер