В преддверии летнего туристического сезона на Колыме мы поговорили с магаданским путешественником и активистом велосипедного движения Павлом Тихменевым. Павел — организатор и участник велотура «Тенька Вояж». Поэтому именно его мы решили спросить о том, как подготовиться к велосипедному сезону с нуля.
— С чего начать человеку, который надумал в этом сезоне сесть за руль велосипеда?
Мой первый совет был бы — начинать, не откладывая. Сезон комфортного катания в Магадане достаточно короткий. Немногие любители начинают кататься раньше майских праздников или продолжают позже сентября, для большинства магаданцев, велосезон — это 3 стремительно пролетающих насыщенных событиями летних месяца, которые могут быть дополнительно укорочены продолжительной непогодой. Не успеешь собраться и настроиться, как уже впору снова лыжи доставать.
Второй совет — собираясь попробовать себя в любом новом амплуа, постарайтесь избежать перфекционизма, который может удлинить ваш путь до главного. Специализированная одежда и обувь, велосипед уровня выше среднего любительского, велобагажник для транспортировки на автомобиле прочь от оживленных городских улиц и приморского тумана, и прочее, несомненно, делают катание более комфортным, но собираются постепенно, исходя из полученного опыта, выбранного направления, поставленных целей и круга соучастников. Пусть сам факт катания будет для вас первоочередным. Хоть в джинсах и на прокатном велосипеде — вперед.
Третий совет — ваша общая физическая подготовка играет большую роль, чем цена и вес вашего велосипеда. Если вдруг вы проспали в берлоге всю зиму, то для сокращения периода адаптации к новым нехарактерным нагрузкам, начните плавно с зарядки и спортзала.
— Где купить велосипед, какой лучше подойдет для региона, чтобы можно было не только по городу ездить, а еще и поехать в поход выходного дня — на что в первую очередь обратить внимание?С одной стороны, велосипед — очень консервативная конструкция. В архивах Леонардо да Винчи нашли эскиз 1447 года, где уже были колеса равного диаметра и трансмиссия, связывающая педали и заднее колесо — очертания, намного более похожие на современный велосипед, чем первые беговелы или рenny-farthing 19 века. С другой — прогресс не стоит на месте, и современные решения потребуют от вас меньше усилий и будут более комфортными. Но, работа конструкторов, дизайнеров и маркетологов именитого бренда обосновано потребует больше ваших вложений, чем велосипед с китайского рынка. Потому, место приобретения каждый выберет исходя из своих финансовых и временных возможностей. Заказать велосипед в одном из множества интернет-магазинов и дождаться его доставки транспортной компанией или почтой было бы оптимальным вариантом. Если ваше решение оперативное и скоропалительное, то и в Магадане есть возможность купить велосипед.
Каких-то исключающих требований к типу велосипеда наш регион не предъявляет, у нас есть ниши для использования всех видов, от шоссейных и до фэт-байков. Есть группа, катающих фрирайд на колымских склонах и делающих трейлы для скоростных спусков в пригороде. Для большинства универсальным выбором был бы горный велосипед (MTB), позволяющий не только комфортно чувствовать себя на лесной дорожке, но и доехать до нее по шоссе. Если предвидится эксплуатация больше по дорогам общего пользования, основная часть которых у нас не асфальтирована, то модели, выделенные в относительно новый сегмент «грэвел» будут предпочтительнее.
При выборе из множества моделей в сегменте, в первую очередь надо обратить внимание на то, что не поддается дальнейшему апгрейду — размер и геометрия рамы. И на то, что стоит дороже всего при апгрейде — качество колес (прочность ободов для корпулентных райдеров, втулка на промышленных подшипниках для тех, кто не готов следить регулярно за люфтом и смазкой традиционных насыпных подшипников) и тип трансмиссии (достаточно ли крайних передач в диапазоне для комфортного движения, готовы ли вы платить за замену 12-скоростной трансмиссии при неизбежном ее износе). Именно благодаря этим трем компонентам, ваш велосипед «катит» или же нет, в тех условиях, в которых вы его решили эксплуатировать. Все остальное уже влияет больше на ваш комфорт, чем на результат, и в дальнейшем, может быть подвержено апгрейду для более тонкой настройки под свои требования. Вряд ли обоснованным будет выбор первого велосипеда ориентируясь только на вес велосипеда или уровень переключателей.
— Итак, велосипед приобретен. Какой выбрать маршрут в Магадане?
Маршруты выбираются исходя из состава участников, погодных условий, паводка на речках, загруженности пригородных трасс в выходные дни. Ведь иногда достаточно сделать всего несколько километров в нужную сторону, чтобы уйти из-под холодного одеяла тумана или от леденящего морского бриза. Например, по Арманской трассе лучше прокатиться вскоре поле прошедшего дождя, пока пыль снова не встанет столбом. В погожий летний выходной Ольская трасса слишком загружена автомобилями, двигающимися к местам отдыха. А после затяжных дождей стоит ехать теми путями, где есть мосты. Некоторые маршруты изобилуют перепадами высот, и подойдут только подготовленным участникам.
Разработана карта со схематическими маршрутами, сгруппированными по направлениями и ранжированными по уровню сложности. Для начала и знакомства с окрестностями можно использовать ее. Более детализированные треки магаданских велосипедистов можно получить через приложение или сайт www.strava.com (Доступ к сайту ограничен на территории РФ). Поставив своей целью достижение спортивных результатов, там же можно найти границы и результаты прохождения соревновательных участков другими спортсменами.
— Какой самый интересный, на ваш взгляд? Самый живописный? Самый трудный?
Из традиционных однодневных и регулярно повторяемых маршрутов, на мой взгляд, самый живописный участок — по насыпи узкоколейной железной дороги между Хасыном и Сплавной, именно там, в первой зелени, мы проводим открытие грунтового сезона. Самый интересный — кольцевой маршрут по объектам Карамкенского горно-металлургического комбината. А самый трудный, пожалуй, кольцевой маршрут ГАИ — Орбита — Сердях — Клепкинская трасса — ГАИ.
— Какой группой, сколько человек лучше всего ездить?
Лучше всего ездить управляемой и слаженной группой. Если есть ответственные лидеры, то можно и три десятка человек провести дружно и безопасно. Но чаще, после первых выездов, участники находят себе равных по физической подготовке, интересам, возможностям по времени начала вечерних выездов в будни, происходит формирование групп, которые с готовностью поддерживают общие выезды в выходные дни большим составом.
— Есть ли какое-то велосипедной сообщество в Магадане, если есть — принимаете ли новых людей, как к вам попасть?
Если есть хотя бы несколько увлеченных, обязательно формируется и сообщество вокруг них. 14 лет назад сформировался актив Магаданский кросс-кантри клуб «Перевал», исследовались новые маршруты, активно наполнялся авторским контентом «Портал отважных велосипедистов» с целью передачи опыта по обслуживанию велосипеда, маршрутов в пригороде и отчетов после наших многодневных велопоходов, организовывались первые соревнования, как шоссейные с раздельным стартом, так и кросс-кантри.
10 лет существовала Магаданская областная общественная велосипедная организация «Магрейс», продолжившая проведение соревнований для всех катающих магаданцев. Есть группа единомышленников в Вотсапп, которая неизменно приглашает магаданцев на открытие велосезона во вторые майские праздники. Есть сообщество катающих фрирайд и скоростной спуск. Возможность и желание заниматься организацией массовки у активистов приходит и уходит, но катать они продолжают всегда. В будние дни сбор перед выездом символично происходит на Соборной площади около 18:00. Приходите, знакомьтесь, ищите себе новых соучастников.
— Как вы предпочитаете катать? В наушниках? Под музыку или аудиокниги? Если да, поделитесь плейлистом? Под какую музыку лучше всего ездить?
В вечерних, однодневных выездах предпочитаю общение с попутчиками. В длительных поездках — аудиокиги.
— Путешествовали ли вы в другие регионы с велосипедом, насколько это тяжело? Что делать тем, кто живет не в Магаданской области, но хотел бы приехать сюда со своим велосипедом. Стоит ли так делать? Или лучше поискать прокат на месте?
Этот вопрос слишком обширен, я хотел бы предложить уделить ему отдельный диалог, при наличии заинтересованного отклика. С самого начала объединения в клуб по велоинтересам, мы с готовностью принимаем приезжающих своим ходом гостей, помогаем принять и подготовить к старту туристов, начинающих свое путешествие из Магадана. К нами приезжала команда из соседнего Якутска, позже, мы вместе с ними путешествовали по Грузии. До этого, я путешествовал на велосипеде в Чили, Аргентине и Бразилии. Есть и опыт, и впечатления, которыми готов поделиться.
— Что обязательно взять с собой, когда отправляешься в лес на велосипеде?
Телефон — как средство связи и навигации, адекватную условиям одежду, обувь и снаряжение, инструмент и ремкомплект, чтобы не пришлось возвращаться из леса пешком. Ну и конечно же, компанию, хорошее настроение, и немного авантюризма.
— Шлем. Нужен или нет?
Шлем нужен, если, конечно, вы дорожите его содержимым. Аварийные ситуации возможны как на дорогах общего пользования, которые у нас по умолчанию недружелюбны по отношению к велосипедистам, так и вне города. И даже минимальная защита: шлем, очки и перчатки, дает возможность избежать лишних повреждений, которые могут нанести камни, летящие из-под колес, дорожная пыль, ветки, падения при неудачных или экстренных маневрах.
Открытие грунтового велосезона на Сплавной
При эксплуатации велосипеда на дорогах общего пользования, правила дорожного движения требуют использования (вне зависимости от времени суток) переднего фонарика белого и заднего красного цвета, а также иметь на одежде свето-возвращающие элементы при нахождении на дороге в темное время суток или в условиях ограниченной видимости. Правильный велосипедист — это заметный велосипедист. Знающий не только свои права на дороге, но и обязанности.
— Есть ли какие-то приложения на телефон, которые облегчат жизнь велосипедисту?
Существует приложений много разных. Это и фитнес-мониторы, которые помогут вам грамотно вести тренировочный процесс, и навигационные приложения, и приложения для аренды/байк-шера, и поддержка при обслуживании велосипеда. Универсальный совет тут дать проблематично. К сожалению, использование самого популярного приложения (Strava), которое помимо личной статистики позволяет наблюдать за активностью других участников сообщества, искать новые маршруты, задавать соревновательные участки и ранжировать рейтинги по ним, в этом сезоне существенно ограничено на территории Российской Федерации. В условиях Магадана, я бы порекомендовал загрузить и научиться пользоваться любым приложением, которое покажет ваше местоположение и направление движения на карте и спутниковом снимке. Это откроет начинающим пользователям новые дороги и тропинки.
— Какое оборудование взять для велосипеда? Заплатки? Насос?
Список дополнительного необходимого оборудования, которым не комплектуются современные велосипеды такой: крылья или щитки, защищающие от грязи и воды, передний белый и задний красный фонарь, держатель и бутылка для питья, велозамок, набор ключей-шестигранников, смазка для цепи, запасная камера, пластиковые монтажки, насос, заплатки и клей для ремонта колеса и сумочку, в которую этот набор можно уложить вместе с телефоном, перекусом, ветровкой и летней шапочкой/баффом/подшлемником. Я для себя наиболее удобным нашел использование переднего нарульного кофра для предметов, которые могут потребоваться в движении (включая сигнал охотника со свето-шумовыми зарядами), а на раме или под седлом — ремонтный набор. Для группового или продолжительного выезда он дополнен ключами для регулировки люфта в конусных подшипниках, выжимкой поврежденных звеньев и замками цепи, материалами для ремонта порезов покрышек, запасными болтиками и гаечками, пластиковыми хомутами и армированным скотчем. В многодневные выезды дополнительно берутся запасные покрышки, спицы, материал для ремонта багажников, ремонтные оси для втулок.
— Нужна ли аптечка и что туда должно входить?
«Мёд, йод и пистолет, что б не мучался». Для продолжительных выездов, несомненно, требуется аптечка, которая формируется исходя из ваших предрасположенностей. Но самыми востребованными и универсальными средствами будут: широкий лейкопластырь, антисептики (перекись водорода на обработку ссадин и антисептик под повязку). При длительной езде на велосипеде, определенные участки тела страдают больше, чем при ходьбе пешком, потому применять крем от загара надо заранее. А мазь Бепантен облегчит страдания после длительной поездки.
— Встречали медведей в лесу?
Встречал, это неизбежно. Причем вероятность встретить на своем пути медведя выше вблизи населенных пунктов, чем по трассе или на лесных дорожках. А бродячие собаки чаще преследуют велосипедистов, чем медведи. Поскольку скорость движения велосипедиста выше, чем у пешехода, то и шансов у животных предусмотрительно скрыться от приближающегося шума меньше. В остальном, правила поведения во избежание и действия при встрече аналогичны рекомендациям и для пеших туристов. Если есть видимые признаки возможного присутствия медведя, или атакующей собаки, то нужно громко и внятно заявить о господствующем положении человека в пищевой цепочке, предостерегая от контакта, с упоминанием такой-то матери-медведицы. Если ваш голос может дрогнуть и сорваться на виктимный фальцет, то используйте колокольчик, свистелку или гуделку. Особо боязливые ездят со включенной музыкой в колонке, причем даже в городе.
Если вы все-таки не разошлись с медведем на дорожке, нет возможности незаметно развернуться и отступить, если медведь вас уже заметил, то можно использовать свето-шумовой сигнал охотника. Если медведь не уходит, а проявляет намерения приблизиться, то продолжая издавать угрожающие звуки, бряцая металлом, поднимите велосипед, визуально увеличивая свою фигуру, при явной атаке животного — выставите его перед собой.
Фальшфеер (falsch обман, подлог, и Feuer огонь) уже стал традиционным способом для отпугивания диких животных, но для катания на велосипеде он мне кажется тяжеловатым. Сигнал охотника легче, дешевле, может быть использован одной рукой и находу, возможность применить один или два заряда, вместе или последовательно.
— Можно ли пересекать местные речки на велосипеде?
Водные преграды у нас так же неизбежны, как и встречи с животными. Большая часть маршрутов проходит по действующим или заброшенным дорогам, при отсутствии моста везде есть накатанные броды. Для их комфортного преодоления лучше использовать сменные сандалии или обувь для водных видов спорта, которые не займут много места в багаже. Если решили форсировать водную преграду сходу, то заблаговременно переключитесь на самые низкие передачи, выберите траекторию под углом к потоку, вниз по течению. Будьте готовы экстренно спешиться, ведь в русле камни всегда крупнее, чем на берегу.
Путешественник Игорь Томас в Магаданской области
— Достают ли насекомые? Какой лучше всего репеллент использовать
В основе любого репеллента от любых кровососущих насекомых одно и то же действующее вещество — диэтилтолуамид (ДЭТА, по-английски DEET), его содержание указывают в процентах. Чем выше процент, тем эффективнее репеллент. Концентрированные средства наносят на одежду, избегая контакта с телом. Так же, концентрированные средства могут оставлять следы на пластике и замутнять прозрачные полимеры.
Куда более экологичнее способ избегания насекомых: комары отстают, если поддерживать скорость выше 13-15 км/ч, оводы отстают на 18-20 км/ч. Для комфорта на привале можно возить накомарник или антимоскитную сетку, надевая ее поверх имеющегося головного убора.
— Регистрируете ли вы свои походы в МЧС?
Специфика велосипедных походов такова, что даже многодневные маршруты по неволе проходят по имеющимся путям сообщения, проложенным между населенными пунктами. Пребывание ваше вне населенной местности вряд ли превысит 2-3 дней. И тем не менее, рекомендую тургруппам регистрировать участников и свои многодневные маршруты он-лайн на сайте МЧС особенно, если на вашем пути есть риск оказаться перед непреодолимыми препятствиями и сорвать контрольные сроки возвращения. По объективным причинам, руководитель не всегда может отправить онлайн форму в предписанный 10-дневный срок до начала мероприятия, в таком случае, позвонить по номеру 600-923 и оставить свои данные, маршрут и сроки будет полезнее, чем уехать совсем без уведомления тех, кто будет вынужден реагировать на возможную ЧС.
— Есть ли какой-то этикет в группе велосипедистов, например, ехать всем в одном темпе, ждать друг друга и тд?
Несмотря на то, что велоспорт относят к индивидуальным видам спорта, достижение результатов в котором не требует наличие команды, есть несколько правил, которые облегчают взаимодействие в группе (не всегда знакомых людей), выехавших совместно:
- выбранный маршрут озвучивается для всех в начале движения, озвучиваются узловые точки, где группа будет ожидать отставших участников, где будут привалы;
- если вы примкнули к группе для совместного выезда, то вы не покидаете ее, не поставив в известность других участников или лидеров, в противном случае, недосчитавшись вас на каком-то этапе, вас начнут ждать или искать. Если по каким-то причинам вы не можете держать выбранный темп, то обратитесь к лидерам группы, попытаемся решить вашу проблему до схода с маршрута;
- если вы уехали вперед от основной группы, то достигнув любого раздвоения дороги, перекрестка или сомнительного участка пути, вы обязаны дождаться всей группы, а не принимать решение о том, куда следует ехать, ведь исходя из состояния участников и фактических условий, руководителем может быть принято решение об изменении изначального маршрута;
- помимо обязательного соблюдения ПДД, двигаясь в группе необходимо соблюдать безопасную дистанцию между участниками, исключить резких маневров и торможения. Если вы первый услышали приближение автотранспорта сзади, то подайте сигнал группе. Если двигаясь длительное время в одном темпе вы для экономии сил используете ветровую тень впереди идущего, то подайте сигнал ему, что вы у него «на колесе», а отдохнув таким образом, не избегайте потом встать вперед;
- необходимо иметь минимальный требующийся набор личного снаряжения и перекуса, соответствующий условиям похода для себя, и что-то еще «для того парня»;
- музыкальные вкусы сугубо индивидуальны, воздержитесь от навязывания своих пристрастий другим участникам, а при использовании наушников, предусмотрите возможность слышать группу и дорожную обстановку.
В случае если предстоит более сложный выезд или многодневный велопоход, то назначаются участники, ответственные за ту или иную сферу деятельности команды. Это — штурман, завхоз, механик, хронометрист, врач и т. д. Свои действия, инициативы, предполагаемое снаряжение и питание стоит согласовывать с ними. В свою очередь, вы должны в точности выполнять все, что вам поручено. Никаких поручений без вашего согласия вам не дадут. Но если вы за что-то беретесь, вы должны точно это выполнять. Твердо придерживайтесь правила — сначала дело общественное, а потом — личное.
— Какой перекус лучше всего взять с собой?
В зависимости от условий похода, возможности устроить общий стол, горячее питание, чай. Жарким летом плохо пойдет полужидкое сало, а на безводных сопках не порадуют немытые овощи. Подготовьте продукты к употреблению, поместите в контейнер, из которого будет их удобно брать и остальным участникам. Если предстоят тяжелые нагрузки, то оперативный перекус должен быть предварительно проверен, воздержитесь от ранее незнакомых вашему организму изотоников, пауэрбаров и энергогелей, они могут не покрыть потребности. Обеспечьте себя питьем, при интенсивных нагрузках заранее принимайте проверенные витаминно-минеральные комплексы.
Колымское водохранилище (устье р. Эльгенья) в мае
Удачных и интересных поездок по Магаданской области!
Фото: Павел Тихменев